Перспективы развития системы электронных денег в России

Эффективные финансы » Перспективы развития электронных денег в России » Перспективы развития системы электронных денег в России

Страница 3

Так же есть надежда что электронные деньги в ближайшее время будут узаконены и взяты под контроль. Правительство внесло в Госдуму проект закона «О Национальной платежной системе» (см. приложение 3).

Над его разработкой минфин трудился более двух лет. Регулирование рынка электронных платежей давно назрело, считают эксперты. По их данным, объем средств, переведенных за девять месяцев этого года на электронные кошельки, составил почти 39 миллиардов рублей. Это больше прошлогоднего показателя на 40 процентов. Количество активных электронных кошельков достигло уже 25 миллионов штук, увеличившись за год на 20 процентов.

Однако до сих пор законодательно правила игры на этом рынке были не определены, их деятельность не контролировалась. Закон несколько раз перерабатывался, и окончательная версия законопроекта получилась намного либеральнее прежних.

По проекту закона, надзирать за деятельностью операторов электронных денег будет Центробанк. Однако заниматься этой деятельностью смогут не только банки. Пропуском на рынок и защитой от мошенничества станет обязательное получение лицензии. Чистые активы должны быть не менее 10 млн рублей. Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, устанавливается в сумме 17 миллионов рублей.

До последнего Минфин настаивал на обязательной идентификации физического лица при открытии «электронного кошелька». Но в последней версии законопроекта ведомство все же пошло на уступку операторам электронных денег и вычеркнуло этот пункт: операторы смогли убедить Минфин, что подобная мера убьет рынок.

Минфин разрешил рассчитываться электронными деньгами без открытия банковского счета. Их получателями и плательщиками могут быть как граждане, так и юридические лица. Если сумма одного платежа для гражданина не превышает 15 тысяч рублей, то для его проведения идентификация получателя не требуется. От 15 до 100 тысяч рублей необходимо предъявить оператору паспорт. А более 100 тысяч переводить просто не разрешается. Проценты на остатки электронных денег набегать не будут. Но граждане смогут получать часть денег наличными. Юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут получать электронные деньги только с обязательным проведением идентификации.

Операторы обязаны гарантировать банковскую тайну и не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях и счетах участников платежных систем и их клиентов. На защиту прав потребителей направлено также требование, которое обязывает в каждом месте осуществления операций, в том числе через терминалы и банкоматы, предоставлять гражданам информацию о размере комиссии, способах подачи претензий и порядке их рассмотрения. Кроме того, должны указываться номера контактных телефонов оператора по переводу денежных средств. Причем ознакомиться с этой информацией клиент должен иметь возможность еще до проведения операции.

Участники рынка, уставшие бороться с жесткостью законопроекта, нынешнюю редакцию оценивают положительно. «Наконец-то в сфере платежей все отстраивается и налаживается с точки зрения законодательства», – говорит президент «Киви» Андрей Романенко.

Отрасль, которая ранее развивалась стихийно, теперь будет поставлена под надзор государственных органов и в рамки, которые государство считает необходимыми. Но вот окажутся ли от этого в выгоде потребители – совсем не очевидно, ведь наличие регламентации и надзора не является синонимом удешевления услуг или повышения их качества. Скорее, можно предположить обратное – наличие надзорных органов и их требований, проверок и т.п. потребует от участников рынка дополнительных расходов, что неминуемо отразится на стоимости услуг для конечного потребителя.

Но в долгосрочной перспективе выигрыш все же будет, ведь главная цель законопроекта – поставить еще один канал для финансовых потоков под контроль с целью предотвращения использования его в целях «отмывания» средств или иных подобных операций. Так же легализация электронных денег может сделать их полноправным средством платежа, что расширяет возможности их использования – например, в таком случае возможно получение заработной платы электронными деньгами, или оплата налогов и других расчетов с государством.

Но вопросы к документу у участников рынка все же остаются. Задача законопроекта – создать Национальную платежную систему, которая могла бы успешно конкурировать с западными на российском и в перспективе международном рынке. А в итоге может получится наоборот. Американские, европейские, азиатские платежные системы приходят в Россию и работают по законодательству своих стран – более либеральному; например, Paypal пришел в Россию и играет по более мягким правилам, нежели это сказано в НПС – соответственно, у него конкурентное преимущество.

Страницы: 1 2 3 4 5

Экономическая аналитика:

Выплата дивидендов
Акции являются ценными бумагами, дающими право на получение дивидендов. АО вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о выплате дивидендов по размещенным акциям. АО выплачивает объявленные по каждой категории и типу акций дивиденды деньгами, а в случаях, предусмотренных уст ...

Анализ ликвидности баланса
Анализ ликвидности баланса позволяет сделать выводы о способности предприятия погашать свои обязательства в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. При анализе ликвидности баланса производится сравнение средств актива баланса, которые могут быть использованы для погашения обязатель ...

Классификация расходов бюджетов
Экономическая сущность расходов бюджетов проявляется во многих видах расходов, каждый из которых обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru