Сущность и структура финансовой системы

Финансовая система определяется как совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений.

Финансовая система – сеть финансовых институтов и рынков, оперирующих различными финансовыми инструментами, с помощью которых осуществляются все действия с финансовыми ресурсами: оборот денежной массы, кредитование и заимствование финансовых средств, внешнеэкономическая деятельность. Финансовая система РФ включает финансы властных структур, финансы самодеятельных субъектов экономической сферы. Схема финансовой системы Российской Федерации представлена на рис. 1

Рис. 1 Основные звенья финансовой системы России

Главным звеном финансовой системы государства является государственный бюджет, бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [БК РФ, ст. 6]. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации в качестве закона.

Финансы властных структур обеспечивают потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы самодеятельных хозяйствующих субъектов экономической сферы, обеспечивающие воспроизводственный процесс денежными средствами на микроуровне.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.[4, с.48]

Государственные и муниципальные финансы как сфера финансовой системы характеризуются тесным взаимодействием структурных звеньев между собой и со сферой финансов субъектов хозяйствования. Внутри сферы государственных и муниципальных финансов возникают различные межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы и видами бюджетов. Кроме того, бюджеты взаимодействуют с внебюджетными фондами при передаче средств из бюджета внебюджетным фондам на некоторые целевых расходы. Государственные и муниципальные финансы состоят из трех уровней. Схема финансов властных структур представлена на рис. 2.

Рис. 2 Финансы властных структур

Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

Внебюджетные фонды как часть сферы государственных и муниципальных финансов страны имеют взаимосвязь с финансами субъектов хозяйствования – при уплате организациями и индивидуальными предприятиями страховых взносов, налогов и других платежей и при получении субъектами хозяйствования сумм на определенные виды расходов; с бюджетом – при получении ассигнований на некоторые целевые расходы, а также при использовании средств фондов при наличии активного сальдо для покрытия бюджетного дефицита; с другими внебюджетными фондами – при передаче некоторых средств одним фондом другому. [4, с.42]

Следует отметить, что под термином «финансовая система» в экономической литературе понимается не только совокупность организованных и взаимосвязанных финансовых отношений в обществе, но и совокупность финансовых учреждений в стране.

Одной из составляющей части финансовых отношений являются налоговые отношения. С их помощью происходит: формирование фондов денежных средств государства, необходимых ему для выполнения соответствующих его функций; перераспределение национального дохода; регулирование и стимулирование экономики.

Экономическая аналитика:

Доходы и расходы госбюджета
Доходы бюджета (1) Доходы бюджета формируются из налогов, сборов, грантов и других поступлений. (2) В состав доходов бюджета не включаются гос-ные займы и поступления средств от продажи и приватизации имущества публичной собственности. Расходы бюджета (1) Расходы бюджета определяются ассигнованиями ...

Оценка вероятности банкротства
При оценке финансового состояния неплатежеспособных предприятий часто возникает ситуация, когда одни оценочные показатели превышают нормативные значения, а другие, наоборот, достигают критической черты [9, с.9]. Рассчитаем вероятность банкротства по двухфакторной модели ОАО«Нефтекамскшина» за 2007- ...

Роль финансового директора в современной организации
Финансисты всегда относились к категории высокооплачиваемых специалистов, поскольку их работа требовала фундаментального образования, серьезного опыта и наличия специализированных знаний. Для создания стабильно развивающихся предприятий, требуется выстраивание прочных финансовых систем. Именно поэт ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru