При использовании коэффициентного метода запасы и затраты подразделяются на зависящие от изменения объемов производства (сырье, материалы, затраты на незавершенное производство, готовая продукция на складе) и не зависящие (запчасти, МБП, расходы будущих периодов). В первом случае потребность в оборотных средствах определяется исходя из их размера в базисном году и темпов роста производства продукции в предстоящем году. Если на предприятии анализируется оборачиваемость оборотных средств и изыскиваются возможности ее ускорения, то реальное ускорение оборачиваемости в планируемом году необходимо учесть при определении потребности в оборотных средствах. По второй группе оборотных средств, не имеющей пропорциональной зависимости от роста объема производства, потребность планируется на уровне их среднефактических остатков за ряд лет. При необходимости можно использовать аналитический и коэффициентный методы в сочетании. Сначала аналитическим методом определяется потребность в оборотных средствах, зависящих от объема производства, а затем с помощью коэффициентного метода учитываются изменения объема производства.
Метод прямого счета предусматривает обоснованный расчет запасов по каждому элементу оборотных средств с учетом всех изменений в уровне организационно-технического развития предприятия, транспортировки товарно-материальных ценностей, практике расчетов между предприятиями. Этот метод очень трудоемкий и требует высокой квалификации экономистов, привлечения к нормированию работников многих служб предприятия, но позволяет наиболее точно рассчитать потребность предприятия в оборотных средствах. Метод прямого счета используется при организации нового предприятия и периодическом уточнении потребности в оборотных средствах действующих предприятий. Главным условием его применения является тщательная проработка вопросов снабжения и производственного плана предприятия. Важное значение имеет стабильность хозяйственных связей, так как периодичность и гарантированность снабжения лежат в основе расчета норм запаса. Метод предполагает нормирование оборотных средств, вложенных в запасы и затраты, готовую продукцию на складе. В общем виде его содержание включает разработку норм запаса по отдельным важнейшим видам товарно-материальных ценностей всех элементов нормируемых оборотных средств, а также определение нормативов в денежном выражении для каждого элемента оборотных средств и совокупной потребности предприятия в оборотных средствах.
Нормирование оборотных средств непосредственно на предприятии осуществляется в два этапа. На первом этапе осуществляется разработка длительно действующих норм оборотных средств методом прямого счета по каждому элементу нормируемых оборотных средств (сырье, материалы, топливо и др.). Эти нормы действуют несколько лет. На втором этапе осуществляется ежегодный расчет на основе длительно действующих норм норматива собственных оборотных средств в денежном выражении и определение плановой суммы прироста этого норматива. В процессе нормирования определяют норму и норматив оборотных средств.
Норма оборотных средств – максимально допустимая плановая величина расхода сырья, материалов, топлива и других элементов оборотных средств, установленная на расчетную единицу продукции.
Норматив оборотных средств – это размер финансовых ресурсов, предназначенных для формирования неснижающихся минимальных запасов оборотных средств и обеспечения непрерывности процесса производства. Норматив оборотных средств (Нос) рассчитывается по формуле
НОС = НПЗ + ННП + НГП + НБП (1)
где НПЗ – норматив производственных запасов; ННП – норматив незавершенного производства; НГП – норматив запаса готовой продукции; НБП – норматив расходов будущих периодов. Таким образом, норма – это допустимая величина затрат оборотных средств для производства единицы продукции, а норматив – всего выпуска.
Экономическая аналитика:
Местные бюджеты
Местные бюджеты представляют собой финансовый план формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории. К местным бюджетам ...
Характеристика бюджетной системы Российской Федерации
Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и ВВП, через него мо ...
Роль государственных органов в повышении эффективности
осуществления финансового контроля
Адекватная система государственного финансового контроля является одним из непременных условий успеха экономических реформ и важным инструментом борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. Создание отлаженной системы государственного финансового контроля следует рассматривать как ...