Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы в современной экономической литературе

Эффективные финансы » Финансовая система Российской Федерации » Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы в современной экономической литературе

Страница 1

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума.

В нашей стране написано много научных работ и учебников по финансовой системе. Но если рассматривать структуры системы, которые предлагают авторы, то можно заметить некоторые разногласия. Несмотря на то, что многие авторы выделяют две основные сферы, централизованные финансы (общегосударственные финансы) и децентрализованные финансы (финансы хозяйствующих субъектов) по которому происходит разделение финансовой системы на звенья, можно заметить некоторые расхождения в структуре.

Так же неизменными звеньями финансовой системы в сфере – централизованные финансы являются: бюджетная система РФ и государственный кредит, а в сфере – децентрализованные финансы являются: финансы предприятий и финансы домохозяйств.

Например, Журавлева Н.В. – автор книги «Финансы и кредит» представляет финансовую систему как совокупность финансовых и кредитных институтов, при помощи которых государство собирает, распределяет и расходует денежные средства.

Она выделяет две сферы, такие как общегосударственные финансы, которые включают в себя государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит и фонд страхования, и финансы хозяйствующих субъектов, которые могут быть государственными, муниципальными, частными, общественными, арендными, акционерными.

Журавлева Н.В. кроме основных звеньев в сфере –общегосударственные финансы выделяет отдельным звеном страхование. Вопрос о выделении страхования как отдельное звено является одним из основных дискуссионных вопросов. Переход экономики на рыночные отношения, развитие предпринимательской деятельности, расширение круга товарных и обменных операций, взаимных договорных обязательств между хозяйствующими субъектами объективно требуют надежной системы гарантий, предоставляемой страхованием. Только на основе страхования становиться возможной защита общественных и личных интересов, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ. Страхование действительно играет большую роль в перераспределительных отношениях по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств. Видимо автор хотела подчеркнуть высокую значимость страхования, выделяя его в отдельное звено. Но страхование является структурным элементом двух других звеньев: финансы субъектов хозяйствования (а именно финансы коммерческих организаций) и государственные и муниципальные финансы (финансы внебюджетных фондов), то есть страхование является одной из разновидностей финансовых отношений.[17]

А в сфере – финансы хозяйствующих субъектов автор расписывает виды хозяйствующих субъектов как отдельные составляющие, хотя их можно объединить в три звена – это коммерческие предприятия, некоммерческие организации и предприятия без образования юридического лица.

Общественные объединения создаются на основе принадлежности людей к одной профессии или определенной социальной группе, общих интересов, увлечений или подходов к решению задач общегражданского, идеологического значения.

Характерной особенностью использования собственности общественных объединений является то, что она не выступает источником доходов для отдельных их членов, что является характерным признаком некоммерческой организации. Все доходы общественных объединений идут на общее обслуживание, удовлетворение их уставных потребностей в целом, что отражается в организации финансов.

В сфере субъектов хозяйствования существует такая организационно-правовая форма как государственные и муниципальные унитарные предприятия. Из определения следует, что эти предприятия относятся к коммерческим организациям: унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.[16]

Страницы: 1 2

Экономическая аналитика:

Порядок исчисления и уплаты организациями налога на прибыль
Порядок исчисления и уплаты организациями налога на прибыль регулируется главой 25 НК РФ. Глава 25 НК РФ введена в действие с 1 января 2002 года Федеральным законом от 06.08.2001 № 110-ФЗ. Налоговой базой является денежное выражение прибыли. Налог определяется путем умножения налоговой базы на став ...

Состояние денежной сферы в России
Состояние денежной сферы в 2007 году За 2007 г. рублевая денежная масса возросла на 47,5% (таб.1), в том числе в IV квартале — на 15,5%, что меньше, чем за 2006 г. (48,8 и 16,1% соответственно). Соотношение темпов роста потребительских цен и денежного агрегата М2 обусловило увеличение рублевой дене ...

Оценка деятельности Управления Федеральной налоговой службы города Москвы
В январе-декабре 2011 года в консолидированный бюджет РФ от налогоплательщиков, администрируемых Управлением ФНС России по г. Москве, поступило 1 565,2 млрд.руб. доходов, или 120,4% к уровню 2010 года. Наибольшая доля (23,4%) в общей сумме поступлений обеспечена за счет предприятий, занимающихся оп ...

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru