Показатели рентабельности отражают эффективность хозяйственной деятельности предприятия. Показатели рентабельности показывают, какая сумма прибыли получена организацией на каждый рубль капитала, активов, доходов и т.п.
Показатели рентабельности продаж определяются как отношение показателей прибыли к выручке от продажи товаров (без НДС, акцизов и аналогичных платежей). В качестве показателя прибыли могут использоваться валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Показатели рентабельности продаж показывают эффективность продаж предприятия в отчетном периоде с точки зрения получения прибыли.
Рентабельность продаж рассчитывается по формуле:
, (64)
где - прибыль, руб., N - выручка от продажи товаров, работ услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), руб. Рост или снижение рентабельности продаж отражают соответственно увеличение или уменьшение эффективности продаж предприятия. Динамика рентабельности продаж определяется соотношением динамики чистой прибыли и динамики выручки от продаж.
В индексной форме это соотношение выглядит следующим образом:
. (65)
Индексы – отношение значений показателей в отчетном и предыдущем периоде. Если , то рентабельность продаж увеличивается, в противном случае – уменьшается.
Результаты анализа рентабельности продаж сводятся в таблицу 15. В таблице представлен расчет двух показателей рентабельности – на основе чистой прибыли и прибыли от продаж.
Таблица 15
Анализ динамики рентабельности продаж
Показатели |
Значение в предыдущем периоде |
Значение в отчетном периоде |
Индексы показателя |
Выручка от продаж, тыс. руб. |
2000 |
3000 |
1,50 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
752 |
554 |
0,74 |
Прибыль от продаж |
920 |
650 |
0,71 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли |
0,38 |
0,18 |
0,49 |
Рентабельность продаж по прибыли от продаж |
0,46 |
0,22 |
0,47 |
Чистая прибыль в отчетном периоде уменьшилась, в отличие от выручки от продаж, которая выросла в 1,5 раза. В результате рентабельности продаж по чистой прибыли уменьшилась в 0,5 раз в отчетном периоде по сравнению с предыдущим.
Прибыль от продаж так же уменьшилась, в результате рентабельность от продаж по прибыли снизилась на 53%, следовательно, эффективность деятельности предприятия уменьшилась.
Эффективность основной производственной деятельности предприятия снизилась, так как себестоимость выросла более быстрыми темпами, чем выручка (см. табл. 12), что обусловило снижение чистой прибыли и рентабельности продаж от прибыли продаж.
Экономическая аналитика:
Централизованные и децентрализованные
доходы
С точки зрения порядка образования и использования государственные и муниципальные доходы можно подразделить ни две группы: централизованные и децентрализованные. К централизованным относятся доходы, сосредоточенные в государственных и местных бюджетах и таких же внебюджетных фондах. Именно эти дох ...
Этапы формирования дивидендной политики АО
Дивидендная политика акционерного общества формируется по следующим основным этапам: Первоначальным этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. В практике финансового менеджмента эти факторы принято подразделять на четыре группы: 1. факто ...
Платежеспособность и ликвидности предприятия, её сущность и значение
Предприятию, которое планирует выход на рынок, следует иметь информацию о различных возможных способах деятельности с их выгодами и потерями с тем, чтобы удовлетворение потребностей было бы по возможности лучшим. Основной единицей коммерческой деятельности, в недрах которой рождается товар, являетс ...