Показатели рентабельности отражают эффективность хозяйственной деятельности предприятия. Показатели рентабельности показывают, какая сумма прибыли получена организацией на каждый рубль капитала, активов, доходов и т.п.
Показатели рентабельности продаж определяются как отношение показателей прибыли к выручке от продажи товаров (без НДС, акцизов и аналогичных платежей). В качестве показателя прибыли могут использоваться валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. Показатели рентабельности продаж показывают эффективность продаж предприятия в отчетном периоде с точки зрения получения прибыли.
Рентабельность продаж рассчитывается по формуле:
, (64)
где - прибыль, руб., N - выручка от продажи товаров, работ услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), руб. Рост или снижение рентабельности продаж отражают соответственно увеличение или уменьшение эффективности продаж предприятия. Динамика рентабельности продаж определяется соотношением динамики чистой прибыли и динамики выручки от продаж.
В индексной форме это соотношение выглядит следующим образом:
. (65)
Индексы – отношение значений показателей в отчетном и предыдущем периоде. Если , то рентабельность продаж увеличивается, в противном случае – уменьшается.
Результаты анализа рентабельности продаж сводятся в таблицу 15. В таблице представлен расчет двух показателей рентабельности – на основе чистой прибыли и прибыли от продаж.
Таблица 15
Анализ динамики рентабельности продаж
Показатели |
Значение в предыдущем периоде |
Значение в отчетном периоде |
Индексы показателя |
Выручка от продаж, тыс. руб. |
2000 |
3000 |
1,50 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
752 |
554 |
0,74 |
Прибыль от продаж |
920 |
650 |
0,71 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли |
0,38 |
0,18 |
0,49 |
Рентабельность продаж по прибыли от продаж |
0,46 |
0,22 |
0,47 |
Чистая прибыль в отчетном периоде уменьшилась, в отличие от выручки от продаж, которая выросла в 1,5 раза. В результате рентабельности продаж по чистой прибыли уменьшилась в 0,5 раз в отчетном периоде по сравнению с предыдущим.
Прибыль от продаж так же уменьшилась, в результате рентабельность от продаж по прибыли снизилась на 53%, следовательно, эффективность деятельности предприятия уменьшилась.
Эффективность основной производственной деятельности предприятия снизилась, так как себестоимость выросла более быстрыми темпами, чем выручка (см. табл. 12), что обусловило снижение чистой прибыли и рентабельности продаж от прибыли продаж.
Экономическая аналитика:
Банковский кредит
1236(1) По договору банковского кредита банк (кредитор) обязуется предоставить лицу (должнику) денежную сумму (кредит), а должник обязуется возвратить полученную сумму и уплатить проценты на нее, а также другие причитающиеся платежи, предусмотренные договором. (2) Договор банковского кредита заключ ...
Сущность, задачи, информационное обеспечение анализа финансового состояния
предприятия
Управление финансами требует проведения глубокого анализа финансового состояния организации, позволяющего дать более точную оценку создавшейся ситуации с помощью различных методик. В России, как и во многих других странах в условиях возникшего мирового кризиса, одной из основных экономических пробл ...
Особенности мобилизации и использования финансовых
ресурсов
Финансовыми ресурсами именуется совокупность денежных средств строго целевого использования, обладающая потенциальной возможностью мобилизации (высвобождения из оборота) или иммобилизации (дополнительной загрузки в оборот). Полная и своевременная мобилизации финансовых ресурсов и правильное их испо ...