Финансовые проблемы бюджетно-дефицитных регионов

Эффективные финансы » Решение проблем финансирования бюджетно-дефицитных регионов » Финансовые проблемы бюджетно-дефицитных регионов

Проблема бюджетного дефицита в России видится экономистам почти не решаемой. С одной стороны, власти планируют к 2013 году вдвое уменьшить бюджетную дыру. Но с другой стороны – резервов для этого практически нет, учитывая необходимость выполнять взятые на себя повышенные социальные обязательства, истощение резервных фондов, а также возможную перспективу снижения нефтяных цен. Российские экономисты предсказывают обострение бюджетной проблемы в ближайшие годы. В предвыборный период деньги правительство изыщет. Но затем придется идти на непопулярные меры – от повышения пенсионного возраста до сокращения помощи регионам и увеличения акцизов.

«Президент Дмитрий Медведев призывает к сокращению дефицита бюджета к 2013 году вдвое по сравнению с уровнем 2009 года. Минфин ставит эту задачи более жестко. В недавнем времени Алексей Кудрин озвучил свои проектировки, согласно которым бюджетный дефицит, который в 2009 году составил почти 6%,в 2010– около 5,4%, и сократился к 2011 году до 4%, в 2012-м – должен составить 3%, а к 2015 году – 0%. [10]

Но как этого добиться, не совсем понятно», – заявил ведущий эксперт Центра развития ГУ-ВШЭ Андрей Чернявский. По его словам, в Бюджетном послании можно увидеть и признаки подготовки к повышению пенсионного возраста. «Если мы хотим одновременно добиться приемлемого соотношения пенсий с заработной платой и при этом не допустить дефицита пенсионной системы, то в среднесрочной перспективе мы должны будем принимать подобные решения. В противном случае это поручение выполняться не будет», – объясняет Чернявский.

Для решения проблемы дефицита бюджета придется идти на жертвы, и аналитики уже знают, где ждать сокращения затрат. По их мнению, под секвестр попадут образование, здравоохранение, национальная экономика и трансферты регионам. «Если в этом году по направлению «национальная экономика» тратили около 3% ВВП, то в 2011-м – это будет 2,4%, в 2012-м – 1,5%, а в 2013-м – еще меньше, – полагает Чернявский. – Сложно одновременно поддерживать высокий уровень затрат на социальные обязательства и при этом сокращать дефицит бюджета». [10]

В свою очередь, директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев отметил тот факт, что если сравнивать приоритеты в проведении антикризисной политики в России и других странах, то у нас власти очень любят говорить о социальной защищенности граждан. «Но теперь выбраться из этой ловушки, в которую власти сами себя и загнали, будет очень сложно. Ближайшие два года в России являются выборными, и власти не смогут пойти на отмену обязательств, которые сами же на себя и взвалили. Но как их выполнить в условиях, когда цены на нефть могут пойти вниз – об этом, кстати, заявил и господин Кудрин, – пока непонятно». Аналитики ФБК согласны с тем, что 60–65 долларов за баррель – это вполне реальная оценка ближайших перспектив, учитывая, что нефтяной рынок сегодня во многом спекулятивный. К тому же, когда у России были средства, сконцентрированные в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния, можно было идти на внешние заимствования. Однако скоро этих средств не будет, и тогда условия кредитов резко поменяются, причем не в лучшую для нас сторону.

«Отрадным является лишь тот факт, что и само руководство страны стало понимать всю опасность, – говорит Николаев. – Например, я отметил для себя, что в Бюджетном послании президента была отмечена важность «повышения эффективности социальной защиты». Переводя с чиновничьего языка – это не повышение социальной защищенности, а лишь ее эффективности. Отрезвление все-таки наступает». [11]

По его мнению, на 2011–2012 годы средства для выполнения всех принятых обязательств найдутся, но сложнее будет позже, когда откроется так называемое окно политических возможностей – то есть возможность принимать непопулярные меры. И первой из них станет скорее всего повышение пенсионного возраста, уверенно говорит он. «Скорее всего можно будет ждать повышения акцизов, сокращения помощи регионам и, что самое печальное, снижения затрат по статье «национальная экономика». Тогда как вложения в инфраструктуру, транспорт, ЖКХ и т.д. могли бы позволить стране быстрее выйти из кризиса.

Экономическая аналитика:

Уставный капитал акционерного общества
С учреждением АО создается его уставный капитал, который представляет собой общую оценку средств, отраженную в уставе АО или договоре об образовании общества. Уставный капитал АО состоит из определенного числа обыкновенных акций, численность которых предусмотрена уставом. В соответствии с Гражданск ...

Финансовая политика
Финансовая политика — это совокупность мероприятий государства, проявляемых в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования для осуществления своих функций и задач. Финансовая политика определенной страны зависит от ряда факторов: исторических условий, уро ...

Совершенствование порядка РКО клиентов муниципальным казначейством
Период с 2008 года руководство Федерального казначейства характеризует как переходный в развитии казначейской системы в России. Весь этот период происходила подготовка к началу качественно нового этапа - к работе, которая должна базироваться на положениях бюджетного законодательства, вступившего в ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.viewfinance.ru