В международном сообществе одной из самых авторитетных организаций в области государственного финансового контроля является Международная организация высших органов финансового контроля – ИНТОСАИ. Создана она в 1953 году. Высшим органом ИНТОСАИ является Конгресс ИНТОСАИ, проводимый один раз в 3 года. Генеральный секретариат ИНТОСАИ находится в Вене. Членами ИНТОСАИ являются свыше 160 национальных высших контрольных органов всего мира. В рамках ИНТОСАИ функционируют 5 постоянных комитетов и 3 постоянные рабочие группы, занимающиеся разработкой ключевых проблем в области государственного финансового контроля. Счетная палата Российской Федерации является членом ИНТОСАИ с 1995 года и принимает участие в работе постоянных комитетов и рабочих групп ИНТОСАИ: комитет по стандартам внутреннего контроля; комитет по государственному долгу; комитет по использованию средств электронной обработки данных в контрольно-ревизионной работе; рабочая группа по контролю за охраной окружающей среды; рабочая группа по вопросам приватизации[9].
Законодательство многих стран в области государственного финансового контроля ориентируется на принципы и методы этой организации.
В соответствии с Лимской декларацией руководящих принципов контроля[10] «организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Контроль – не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем».
В декларации описаны формы, методы государственного финансового контроля, важное значение придается независимости органов государственного финансового контроля. Высшие контрольные органы могут выполнять возложенные на них задачи объективно и эффективно только в том случае, когда они независимы от проверяемых ими организаций, и защищены от постороннего влияния. Хотя государственные органы не могут быть абсолютно независимы, так как они являются частью государства в целом, высший контрольный орган должен иметь функциональную и организационную независимость, необходимую для выполнения возложенных на него задач.
Также в декларации прописаны отношения с парламентом, правительством и администрацией, указаны права и контрольные полномочия высшего контрольного органа, описан международный обмен опытом (эта цель до сих пор достигалась путем проведения конгрессов, семинаров, организуемых совместно ООН и другими организациями, совещаний региональных рабочих групп и изданием специального журнала), используя принцип гласности, прописана необходимость предоставления отчетности перед парламентом и перед общественностью.
Таким образом, в первой главе рассмотрено понятие финансового контроля как элемента управления финансами. Даны понятия системы управления финансами, финансового контроля, представлены международные стандарты финансового контроля. Также описана структура органов управления финансами, перечислены задачи и основные этапы финансового планирования и прогнозирования, раскрыты сущность и значение финансового контроля, дана характеристика его форм и методов.
Экономическая аналитика:
Анализ типа финансовой устойчивости и его оценка
Вычисление трех показателей обеспеченности запасов и затрат источниками средств для их формирования позволяет классифицировать финансовые ситуации по степени их устойчивости. Найдем их значения. Трем показателям наличия источников средств для формирования запасов затрат соответствует три показателя ...
Крупные финансовые сделки, совершаемые акционерными
обществами
На финансовое состояние АО существенное влияние оказывают крупные сделки, связанные с приобретением или отчуждением имущества. Крупными сделками являются следующие: сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением или отчуждением либо возможностью отчуждения обществом прямо ил ...
Местные бюджеты
Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы РФ. Согласно ст. 14 БК РФ, бюджет муниципального образования (местный бюджет) – Фома образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Феде ...