В международном сообществе одной из самых авторитетных организаций в области государственного финансового контроля является Международная организация высших органов финансового контроля – ИНТОСАИ. Создана она в 1953 году. Высшим органом ИНТОСАИ является Конгресс ИНТОСАИ, проводимый один раз в 3 года. Генеральный секретариат ИНТОСАИ находится в Вене. Членами ИНТОСАИ являются свыше 160 национальных высших контрольных органов всего мира. В рамках ИНТОСАИ функционируют 5 постоянных комитетов и 3 постоянные рабочие группы, занимающиеся разработкой ключевых проблем в области государственного финансового контроля. Счетная палата Российской Федерации является членом ИНТОСАИ с 1995 года и принимает участие в работе постоянных комитетов и рабочих групп ИНТОСАИ: комитет по стандартам внутреннего контроля; комитет по государственному долгу; комитет по использованию средств электронной обработки данных в контрольно-ревизионной работе; рабочая группа по контролю за охраной окружающей среды; рабочая группа по вопросам приватизации[9].
Законодательство многих стран в области государственного финансового контроля ориентируется на принципы и методы этой организации.
В соответствии с Лимской декларацией руководящих принципов контроля[10] «организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Контроль – не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем».
В декларации описаны формы, методы государственного финансового контроля, важное значение придается независимости органов государственного финансового контроля. Высшие контрольные органы могут выполнять возложенные на них задачи объективно и эффективно только в том случае, когда они независимы от проверяемых ими организаций, и защищены от постороннего влияния. Хотя государственные органы не могут быть абсолютно независимы, так как они являются частью государства в целом, высший контрольный орган должен иметь функциональную и организационную независимость, необходимую для выполнения возложенных на него задач.
Также в декларации прописаны отношения с парламентом, правительством и администрацией, указаны права и контрольные полномочия высшего контрольного органа, описан международный обмен опытом (эта цель до сих пор достигалась путем проведения конгрессов, семинаров, организуемых совместно ООН и другими организациями, совещаний региональных рабочих групп и изданием специального журнала), используя принцип гласности, прописана необходимость предоставления отчетности перед парламентом и перед общественностью.
Таким образом, в первой главе рассмотрено понятие финансового контроля как элемента управления финансами. Даны понятия системы управления финансами, финансового контроля, представлены международные стандарты финансового контроля. Также описана структура органов управления финансами, перечислены задачи и основные этапы финансового планирования и прогнозирования, раскрыты сущность и значение финансового контроля, дана характеристика его форм и методов.
Экономическая аналитика:
Основные источники финансов
Основными источниками финансирования являются как заемные средства Центрального банка, привлеченные средства контрагентов так и собственные средства: уставный капитал, прибыль от фининасовов-хозяйственной деятельности, амортизационные отчисления и др.Уставный капитал представляет собой сумму средст ...
Нормативно-правовая база регулирования транспортной отрасли в
России
Основными документами нормативно-правовой базы в транспортной отрасли являются Конституция РФ, Бюджетный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ. Также и другие нормативно-правовые акты: законы, распоряжения, постановления, положения, которые регулируют деятельность транспортной отрас ...
Функции и обязанности финансового менеджера
Эффективное функционирование предприятия в значительной степени определяется способностью финансового менеджера: -рационально распорядиться существующими финансовыми ресурсами; - своевременно отреагировать на условия динамично изменяющегося рынка; - предотвратить ситуацию возможного банкротства пре ...