Следующий элемент - проверка и контроль. Принципал должен проверять и контролировать агента. Чем удаленнее агентство от правительства, тем формальнее должны быть проверка и контроль. Из-за высоких требований к информационным системам и персоналу эти функции могут обходиться очень дорого. Но их значение трудно переоценить в свете операционных рисков, способных обрушить национальные финансы.
Проверять и контролировать можно:
¾ через независимый департамент, отделенный от агентства«китайской стеной» (чтобы исключить использование людьми из front office бэк-офисной информации в неблаговидных целях);
¾ через службу внутреннего аудита, подотчетную прямо директору агентства или совету директоров (если таковой имеется).
В некоторых странах отдельные (вне Минфина) агентства действительно имеют советы директоров.
Сами агентства проявляют инициативу в области проверки и контроля. Здесь и периодические доклады министру финансов, и ежегодные слушания в парламенте, и аудиторские проверки, и обнародование долговой стратегии. Кстати, эта инициатива помогает ослабить политическое давление на агентства с целью заставить их «гоняться» за краткосрочной экономией процентных расходов.
Последний элемент системы кнута и пряника – способность принципала выполнять функции мониторинга. Когда весь «ноу-хау» (управлять долгом) находится за пределами Минфина, трудно оценивать соответствие результатов УГД долговой стратегии. Чтобы преодолеть эту пропасть, из представителей правительства, офиса УГД и частного сектора создаются координационные советы (комитеты). Однако последнее слово в принятии стратегических решений остается за Минфином. И если он намерен справляться с ролью стратега, то должен быть столь же компетентным (в широком смысле), как и отдельное агентство. Чиновники в странах-участницах ОЭСР, где созданы отдельные агентства, признают, что надзор за деятельностью агентств оставляет желать много лучшего, так как «надзирателей» мало, они редко контактирует с рынком и потому слабо подкованы в управлении долгом. Там, где важна политическая координация, координационный совет играет ключевую роль в достижении этой цели.
Если описанную выше систему кнута и пряника прописать в агентском соглашении, то есть хорошие шансы решить проблему «принципал – агент». Это помогает понять, почему в половине стран-участниц ОЭСР возникли агентства и почему некоторые из них управляют долгом не хуже Минфина.
Экономическая аналитика:
Состояние и перспективы развития валютной системы
современного мирового хозяйства
Валютный рынок представляет собой систему устойчивых экономических и организационных отношений, возникающих в результате операций по купле-продаже иностранной валюты и различных валютных ценностей. На валютном рынке складывается система взаимоотношений между различными экономическими субъектами. В ...
Повышение эффективности бюджетных расходов
Для повышения эффективности бюджетных расходов новгородской области предлагаются следующие способы: 1. Совершенствование механизма и обеспечение стабильности исполнения расходных обязательств. Состояние экономики Новгородской области, сокращение объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюдж ...
Организация казначейского исполнения местного бюджета
Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года №1556 был решен вопрос о казначейском исполнении федерального бюджета. С этого момента началось возрождение казначейства в России. Вышеуказанный Указ Президента Российской Федерации определил основную задачу для Федерального казначейства ...